Управление по делам ГО и ЧС
Судогодский район
Глава Администрации
муниципального образования
"Судогодский район"
Сафонов
Валерий Владимирович

Электронная приемная































Безопасность на рыбалке зимой
9-12-2017, 11:00 | 3 361 | ГОиЧС Печать

Ледостав открывает перед рыболовами совершенно особые возможности, поэтому и ждут его с таким нетерпением, так спешат выйти на молодой лед. При этом часто забывают, что абсолютно надежного льда в природе не существует.
Это надо помнить везде и всегда: на замерзшем пруду и реке, озере и морском заливе, с ледостава и до расплавления льда. Особая предусмотрительность необходима на осеннем и весеннем льду. И хотя, конечно, нет такой силы, которая заставит отказаться от рыбалки по первому и последнему льду, нельзя давать азарту подавить разумную осторожность.
Перед выходом на молодой лед необходимо определить его толщину. Попытка сделать это ударом ноги легко приводит к купанию. Лучше всего проверять лед острой пешней: если он пробивается с одного–двух ударов, то двигаться дальше нельзя. Безопасным можно считать молодой и чистый, то есть не заснеженный, лед толщиной 7 см. Многие, правда, ловят и с 5-сантиметрового льда, но это все-таки рисковое занятие. Даже лед толщиной в 7 см вполне надежно держит только одного рыболова. На таком льду не стоит собираться по несколько человек в одном месте – надо выдерживать дистанцию не менее 5 метров. Достаточный запас прочности лед обычно приобретает, только когда дорастет до 10 см. Крайне нежелательно выходить на молодой лед в одиночку, тем более на незнакомом водоеме.
При движении по молодому льду его постоянно проверяют пешней. Вообще, на молодом льду пешня предпочтительнее ле­добура, поскольку позволяет определять толщину перед собой, а не под ногами. На озере или водохранилище это можно де­лать каждые 10-15 шагов, а вот на реке, особенно при перемещении от берега по­перек течения, проверки должны быть го­раздо более частыми. Рыболовный ящик или рюкзак надо нести на одном плече, чтобы при необходимости иметь возмож­ность быстро освободиться.
По первому льду ходят скользящим шагом, не отрывая подошв от поверхности. Затрещало – немедленная остановка. Появ­ление прямолинейных трещин обычно не так опасно, а вот если под ногой пошла па­утина кольцевых трещин, это означает, что лед готов проломиться. В этом случае надо сразу лечь, чтобы снизить нагрузку на лед, и отползти назад по направлению своего хода.
Надежность льда зависит не только от толщины, но и от условий его образова­ния. В тихую и бесснежную погоду встает ровный совершенно прозрачный, так на­зываемый «черный», лед. Если во время ле­достава идет снег или дует сильный ветер, то лед образуется неоднородный, белесый; прочность его меньше, чем прозрачного. Заснеженный лед медленнее нарастает, он менее крепкий, чем чистый.
Помимо толщины и наличия снеж­ного покрова, на прочность льда влияет и многое другое: общие размеры водоема, глубина воды подо льдом, сила течения, температура воздуха и прочее. Лед всег­да тоньше и слабее на течении, над ключа­ми, в местах впадения притоков, у камы­шей и залитых водой тальников, на участ­ках с вмерзшей водной растительностью, рядом с опорами мостов и с торчащими из воды сваями и топляками. Прочность льда, особенно неокрепшего, может существен­но снижаться при повышении температу­ры воздуха и выпадения осадков, причем не только дождя, но и сильных снегопадов.
Есть только одно 100% надежное средство не провалиться под лед: вообще на него не выходить. Во всех остальных случаях полной гарантии от этого мало­приятного или даже смертельно опасного происшествия просто не существует. Поэ­тому надо ясно представлять свои действия на тот случай, если провалился сам или не повезло другому рыбаку. Самое главное ус­ловие благополучного исхода – не панико­вать, чтобы сохранить способность пра­вильно оценивать ситуацию, действовать расчетливо и быстро.
Если под лед ушла одна нога, надо за­валиться на бок назад или в сторону, но не вперед – там лед может оказаться тоже не­надежным. После этого вытащить ногу и отползти или откатиться от опасного ме­ста. Быстрая реакция часто помогает из­бежать полного купания, даже когда про­валиваются обе ноги. В этом случае надо падать назад, раскинув руки, чтобы рас­пределить нагрузку.
Провалившись целиком, необходи­мо действовать как можно быстрее, пока одежда и обувь не набрали воду, а сохра­нившийся в них воздух держит на плаву. На твердый лед помогут выбраться ледо­вые шилья, или «спасалки»: две соединен­ные крепким шнуром рукоятки с коротким острым шипом на торце. Их несложно сде­лать самому, но можно купить и в магази­не. Чтобы спасалки были всегда под рукой, шнур надевают на шею, а сами рукоятки убирают, например, в нагрудные карманы.
Прежде всего, надо развернуться ли­цом в направлении своего хода – ведь там было достаточно надежно. На реке, чтобы не затащило под лед, выбираются против те­чения. Выбросив руки как можно дальше на лед, надо толчками ног постараться продви­нуть корпус, потом закинуть ноги. Спасал­ки помогут не только удержаться на льду, но и подтянуться на руках вперед. Если лед под тяжестью тела проломился, придется все на­чать сначала. Выбравшись полностью, нель­зя вставать, иначе снова можно оказаться в воде: надо отползти или откатиться подаль­ше от края пролома. Каждый, кто хоть раз такое проделал, знает, что на словах все вы­глядит довольно просто, но на деле это мо­жет потребовать предельных физических да и психологических усилий.
Зимняя одежда и обувь, используемые большинством наших рыболовов, способ­ны набрать и удерживать до 20 и даже боль­ше литров воды. Самостоятельно выбраться на лед, особенно гладкий и скользкий с до­полнительным весом в 20-30 килограммов – задача, непростая даже для крепкого чело­века. Поэтому, подбирая одежду и обувь для зимней рыбалки, стоит поду­мать о том, чтобы они минимально набирали во­ду или, по крайней мере, делали это как можно медленнее. Есть, прав­да, специальные не­промокаемые зимние костюмы, способные держать человека на плаву, но они дороги, и пользуются ими пока единицы. Большую помощь ока­жет и обычный спасательный жилет.
Когда под лед провалил­ся другой ры­болов, нельзя бросать­ся на выруч­ку необдуманно, иначе можно составить ему компанию. Для таких случаев необхо­димо иметь крепкую веревку длиной 10-15 м с петлей на одном конце и утяжелением для заброса на другом. Если веревка есть у самого провалившегося, он должен на­деть петлю на руку и выбросить как можно дальше другой конец. Вместо специальной веревки можно использовать буксировоч­ный трос из машины, пешню с привязан­ным к ней ремнем от рыболовного ящика и так далее. Приближаться к пролому надо предельно осторожно, при необходимости ползком.
Выбравшись после купания на лед, надо принять все меры против переохлаж­дения и обморожений: отжать одежду, сме­нить хотя бы нательное белье и как можно скорее оказаться в теплом помещении или в машине с работающей печкой.
На больших водоемах, чтобы избе­жать больших трат времени на переходы, для передвижения по окрепшему льду ча­сто используют снегоходную технику и ав­тотранспорт. Минимальная безопасная толщина льда для снегохода – 12 см, для легковой машины – не менее 20 см.
При езде по льду, все находящиеся в машине должны ясно представлять, как они должны действовать в случае угрозы ухода машины под лед. Выбраться из машины после погружения, особенно в сковывающей дви­жения толстой зимней одежде, удается край­не редко. В трехдверных машинах, например, в короткой «Ниве», самом распространен­ном нашем внедорожнике, должны находить­ся только водитель и один пассажир, посколь­ку люди на заднем сиденье при уходе машины под лед практически обречены.
Зимний день короток, и стараясь прод­лить время рыбалки, зачастую на лед выезжают затемно, да и возвращаются в темноте. При этом часто не учитывают, что тормозной путь на льду может превышать дистанцию надежной видимости в свете фар. Тогда, даже заметив опасность – полынью, трещину, выступившую на лед воду, вовремя остановиться просто невозможно. Поэтому скорость движения должна соответствовать дальности освещенного пути и эффективности торможения. Опасность передвижения по льду на машине значительно увеличивается во время снегопада, который ухудшает видимость и скрывает опасности на льду.
Практически все истории ледовых рыбалок с плохим концом – это следствие, как правило, трех главных причин: неистребимой склонности полагаться на «авось», паники и, наконец, любви принять «для согрева», «за первый лед» и по прочим уважительным поводам.
Алкоголь лишь на короткое время дает иллюзию тепла, а по­том лишь усиливает чувство холода. Но ху­же всего, то, что спиртное легко приводит в состояние благостной беспечности и лиша­ет способности мгновенно принимать пра­вильные решения, способные сохранить жизнь.
Поэтому надо взять за правило: никогда не согреваться на льду никакими го­рячительными напитками. Сделать это после рыбалки ничуть не менее приятно.
Отдел ГО, ЧС, ОБ и ОП администрации МО «Судогодский район»


Муниципальное образование "Судогодский район"
Официальный портал
Телефон: +7 (492)35 2-16-07
e-mail: admsud@admsud.ru
Адрес: 601351, г. Судогда, ул. Коммунистическая, зд. 1б. Внимание!: Функционал сайта admsud.ru собирает метаданные вновь зашедших пользователей (cookie, данные об IP-адресе и местоположении) - это необходимо для корректной работы ресурса, если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, то должны покинуть сайт.