Муниципальное образование "Судогодский район" Официальный портал |
|
Судогодский район остался единственным, чьи власти выступают против первоначальной трассировки автомагистрали "Москва - Казань". Петушинский, Собинский, Селивановский, Муромский районы, ЗАТО Радужный согласились с тем, как платная трасса пройдет по их территориям.
На минувшей неделе в администрации Владимирской области состоялось заседание рабочей группы, на которой судогодский Глава Александр Смирнов высказал позицию о необходимости переноса ещё нескольких участков трассы в связи с возможным экологическим ущербом природе Судогодского района, и необходимостью избежать влияния на населенные пункты. Участники встречи по просьбе судогодского Главы выслушали позицию экологического эксперта по этой проблеме – кандидата биологических наук, ведущего научного сотрудника ФГБУ «ВНИИ Экология» Минприроды России Алексея Терехова. По предложению Алексея Сергеевича, автобан можно проложить севернее М-7 до Энергетика, далее параллельно и рядом с южным объездом Владимира, после пересечения южного объезда с автодорогой «Владимир-Муром-Арзамас» будущую М-12 повернуть на восток, а пересечение с рекой Судогдой устроить севернее одноименного города. Далее трасса уйдет на Селовановский и Муромский районы. (подробные схемы мы публикуем ниже).
И проектировщики, и представители заказчика - ГК "Автодор" заинтересовались предложенным вариантом, и пообещали изучить его в течение двух недель.
В поддержку данного предложения Александр Смирнов направил соответствующие официальные обращения в ГК «Автодор», Губернатору Владимирской области, а также в АО «Институт «Стройпроект». В них, в частности, говорится:
«Размещение инфраструктурного объекта такого порядка неизбежно влечет перестройку структуры землепользования в региональном и муниципальном масштабах. Для густонаселенного, староосвоенного и исторического региона, которым является Владимирская область, негативные последствия, особенно в долгосрочной перспективе, могут многократно превзойти краткосрочные выгоды от непродуманных и скоропалительных проектных решений. Владимирская область – поистине сердце России, исконная былинная русская земля, славящаяся как неотъемлемая часть «Золотого Кольца», многими другими жемчужинами природы, истории и архитектуры, и здесь необходимо особенно бережно и вдумчиво относиться к реализации любых крупных проектов. Минимизация негативных эффектов прокладки автомагистрали в отношении природного средообразующего каркаса территории и традиционной сложившейся структуры землепользования в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации требует комплекса взаимосогласованных решений, отказа от «штурмовщины» и глубокой проработки вопроса.
Учитывая, что публичная информация о действиях и потенциальных решениях организации-проектировщика скоростной автомагистрали «Москва - Нижний Новгород – Казань» крайне ограничена и большей частью недоступна для администрации Судогодского района, по значительной территории которого предусматривается прохождение автодороги, администрация не может быть полностью уверена в соблюдении организацией-проектировщиком всех необходимых требований действующего законодательства и интересов жителей Судогодского района при обеспечении деятельности по проектированию, а в последующем – и по строительству данного объекта, оказывающего глобальное влияние на природную и социальную среду экологически чистого и социально благополучного Судогодского района Владимирской области».
Как отмечает в своем письме Александр Смирнов, по состоянию на 27.01.2020 представители организации-проектировщика - АО «Институт «Стройпроект» - уже дважды не подтвердили свое участие в рабочих встречах, инициированных администрацией Судогодского района, с участием представителей администрации Владимирской области, общественности из числа местных жителей, научных сотрудников специализированных учреждений, по обсуждению вариантов трассировки и возникающих проблем вышеупомянутой автодороги. Данный факт, по мнению Главы, также не позволяет укрепиться уверенности в полном соблюдении всех требований законодательства при проектировании и строительстве указанного объекта.
«В целях обеспечения конструктивной проработки возникающих, в связи с озвученной темой, вопросов просим при работе оценивать эффект внешнего воздействия скоростной автомагистрали «Москва – Нижний Новгород – Казань», и в т.ч. негативного, в строгом соответствии с требованиями нормативных актов, под действие которых так или иначе подпадает реализация проекта, - отмечается в письме (список данных нормативных актов в письме подробно приводится – ред.) - По материалам предварительной трассировки упомянутой автомагистрали М-12, следует, что предполагаемое строительство затрагивает населенные пункты, сложившиеся традиционные комплексы использования территории, рекреационные зоны, ареалы особо охраняемых видов живых организмов и третий пояс зоны санитарной охраны Судогодского питьевого водозабора, что нанесет совершенно неприемлемый экологический ущерб зоне компактного проживания людей в долине реки Клязьмы, а также бассейну реки Судогды – стратегически значимой водосборной территории.»
«Судогодский речной бассейн является уникальным в масштабах всей Европейской части России, - подчеркивается в обращении Александра Смирнова. - В зоне предполагаемого прохождения трассы автомагистрали он сохранил практически первозданные экологические характеристики за счет того, что выше города Судогды выраженные локальные техногенные воздействия минимальны. В зоне влияния автомагистрали (при проектной трассировке) ниже по течению речного бассейна расположен подрусловой Судогодский (Владимирский) питьевой водозабор вблизи д.Жуковка. В бассейне реки Судогда по гидрогеологическим условиям подземные воды относятся к категориям незащищенных и слабозащищенных, за счет широкого распространения песков и наличия карстовой вертикальной скважности, обуславливающей связь верхних (незащищенных и слабозащищенных) и нижнего (питьевого эксплуатационного) горизонтов друг с другом и с речными водами. Питание водозаборного узла в определенной степени осуществляется речным стоком.
Существующие доступные технологии строительства и, особенно, эксплуатации автодорог не в состоянии исключить ущерб прилегающим природным территориям.
Реализация предлагаемой трассировки автомагистрали в зоне питания водозаборного узла неизбежно создаст зону косвенных негативных эффектов многокилометровой протяженности и ширины, включая зону химического загрязнения природных вод в процессе будущей эксплуатации, что гибельно по своим дальним последствиям, и фактически искалечит Владимирскую область, разобщит целостные природные комплексы и подорвет ресурсы чистой питьевой воды Судогодского бассейна и малонарушенные природные экосистемы с зарегистрированным специалистами обитанием особо охраняемых видов живых организмов, занесенных в Красную книгу Владимирской области и Красную книгу Российской Федерации. На огромной территории будут навсегда утрачены уникальные по красоте исторические ландшафты, снизится их средообразующее значение и экологическое качество нашей жизни. Данный вариант не следует реализовывать, поскольку его побочные негативные эффекты существенно превзойдут вероятные выгоды. Он не соответствует п. 10 ГОСТ 33100-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог».
Одновременно группой инициативных жителей Судогодского района и ЗАТО Радужный, заинтересованных в исключении негативного воздействия планируемой автомагистрали на их дома, предложен так называемый вариант перетрассировки с южным обходом территории ЗАТО Радужный. Данный вариант, по мнению экологов и гидрологов, не только не исключает негативное воздействие на другие населенные пункты (то есть не решает проблему в масштабе области), но и предполагает необратимое нарушение уникальных средообразущих экосистем, включая болотный комплекс, непосредственно связанный с национальным парком «Мещера», а также Судогодский питьевой водозабор и местообитания видов живых организмов, занесенных в Красную книгу России и Красную книгу Владимирской области. Этот вариант предусматривает негативное воздействие на ООПТ регионального значения и охранную зону национального парка «Мещера», а также на третий пояс зоны санитарной охраны ЗАТО «Радужный». Данный вариант еще хуже предыдущего и его не следует реализовывать, поскольку побочные негативные эффекты существенно превзойдут вероятные выгоды.
В связи с изложенным, с учетом градостроительных ограничений Схемы территориального планирования Владимирской области и Схемы территориального планирования Судогодского района Владимирской области предлагаем рассмотреть альтернативную трассировку автомагистрали, обеспечивающую минимизацию негативных последствий реализации проекта для населения и окружающей среды Владимирской области. Она соответствует требованиям основных нормативно-правовых документов Российской Федерации.
Учитывая наши опасения, возникшие при анализе предложенных на сегодняшний день трассировок автомагистрали, предлагаем рассмотреть наши обоснования необходимости альтернативных путей (и предлагаемые варианты таковых путей) прохождения трассы, а также предложения по проектированию и строительству, разработанные при участии ведущего научного сотрудника ФГБУ «ВНИИ Экология» Минприроды России, к.б.н. Терехова А.С.
Обоснования необходимости перетрассировки экологического характера:
1. Трассировка по низкому правому (южному) берегу Клязьмы в условиях вероятного сезонного подтопления и затопления, по пониженным формам рельефа, будет способствовать накоплению выхлопов автотранспорта, что окажет неблагоприятное воздействие на населенные пункты и природные комплексы. Также здесь возникает риск воздействия сезонных половодий и подтоплений. В связи с изложенным, полагаем необходимым трассировать автомагистраль по другому, возвышенному левому (северному) берегу Клязьмы до ее перехода в направление на Муром. Предлагаемая перетрассировка учитывает расположение жилой застройки и ценной защитной лесной растительности на левобережье Клязьмы.
2. При перетрассировке учтено вероятное воздействие на гидродинамические и гидрохимические характеристики насыпи автомагистрали и поверхностных стоков с нее в период строительства и эксплуатации на питьевые водозаборы и области их питания атмосферными осадками и поверхностным стоком. В специфических гидрогеологических условиях южной части Владимирской области эксплуатационный водоносный горизонт имеет гидравлическую связь с поверхностным стоком через карстовые окна, поверхностные водотоки и болота. Это определяет преимущественное питание подземных вод за счет атмосферных осадков и речного стока. На рассматриваемой территории преобладают флювиогляциальные пески, подстилаемые вертикально-трещиноватыми известняковыми породами, поэтому подземные воды в основном являются незащищенными или слабо защищенными от загрязнения. Для защиты зон питьевого водоснабжения установлены пояса зоны санитарной охраны, и имеется проект значительного увеличения радиуса поясов зон санитарной охраны (ЗСО) источников питьевого водоснабжения с учетом их подруслового характера, определяющего слабую защищенность подземных вод от загрязнения. Хотя проектная трассировка автомагистрали не затрагивает действующую ЗСО Судогодского водозабора и затрагивает ЗСО г. Радужный ниже точки водозабора, неизбежный барражный эффект насыпи автомагистрали нарушит гидрологический режим зоны формирования питания подземных вод, что с высокой вероятностью может ухудшить условия работы питьевых водозаборов. Кроме того, обширная практика наглядно показывает, что, даже при безукоризненном выполнении всех проектных мероприятий, невозможно предотвратить загрязнение вод и прилегающей территории от загрязнений в периоды строительства и эксплуатации автомагистрали. В связи с изложенным, делаем акцент на необходимости перетрассировки автомагистрали значительно ниже зоны водозабора, и в этом случае барражный эффект автомагистрали окажет положительное влияния на экологические условия работы водозабора и стабилизирует его водообеспечение.
3. В целях снижения негативных эффектов на поверхностный сток, особо необходимо предусмотреть восточный обход истоков реки Ястреб (согласно предложенной перетрассировке), отведение ливневого и талого стока с полотна трассы в очистные приемные сооружения, устройство достаточного числа водопропусков необходимого диаметра с учетом рельефа местности, инженерную защиту береговых линий водотоков от оползания, размыва и загрязнения стоком в местах сближения с трассой.
4. В связи с тем, что автомагистраль создает комплексный (шумовой, химический, гидрологический, нарушение миграций животных и др.) негативный экологический эффект в среднем в полосе 1 км в каждую сторону от оси трассы, рекомендуется использовать для прокладки трассы уже нарушенные (или относительно освоенные) территории в коридоре зоны влияния существующей автодороги «Владимир-Муром».
5. Любая автомагистраль всегда влечет за собой развитие сопутствующей инфраструктуры: автозаправок, автостоянок, автосервиса, гостиничной инфраструктуры, логистических комплексов, торговых объектов. Сопутствующую инфраструктуру необходимо развивать в относительно освоенной местности, с наличием второстепенных дорог для ее обслуживания и в благоприятных геолого-гидрологических условиях относительно сухих территорий, а не в лесах и болотах.
6. Из анализа проектной документации по объектам-аналогам (автомагистралям МКАД, ЦКАД, Новокаширское шоссе и др.) и практики использования магистралей известно, что зона их неблагоприятного влияния достигает 1 км и более в каждую сторону от оси трассы. Так, зона стойкого ночного шумового дискомфорта для жилой зоны достигает в среднем 800 м от трассы МКАД, зона постоянного (дневного, круглосуточного) шумового дискомфорта составляет в среднем 400 метров от трассы. Все рассматриваемые варианты трассировки проектируемой автомагистрали во Владимирской области характеризуются наличием населенных пунктов в коридоре влияния автомагистрали 1+1 км. Проектный вариант, от которого мы рекомендуем отказаться, на участке, предлагаемом для перетрассировки, включает в зону влияния 45 населенных пунктов, из которых восемь непосредственно попадают под трассу, то есть пересекаются ею. Варианты перетрассировки затрагивают зоной влияния от 37 до 40 населенных пунктов, при этом минимальное сближение с жилой зоной составляет 240 метров, непосредственные пересечения населенных пунктов исключены. Однако и в этих случаях автомагистраль такого уровня будет оказывать негативный эффект значительного ухудшения качества жизни населения, прежде всего шумовой. Во избежание возникновения зон дискомфортного проживания, необходимо, по итогам моделирования шумовых полей и зон устойчивого загрязнения атмосферы аэрозолями и выхлопными газами, в зонах сближений с населенными пунктами предусмотреть следующие мероприятия:
- установку защитных экранов, а где-то – земляных валов, достаточной протяженности вдоль всех населенных пунктов в сближениях с автомагистралью 800 метров и менее;
- высадку защитных лесополос шириной не менее 100 метров (при отсутствии естественной древесной растительности) достаточной протяженности параллельно защитным экранам в случае сближения с населенными пунктами в полевой (открытой) местности.
7. Предлагаемая перетрассировка по варианту Терехова А.С. позволяет обойти практически все ареалы обитания особо охраняемых видов живых организмов, занесенных в Красную книгу Владимирской области (рысь, выдра, ветреница лесная и др.) и Красную книгу Российской Федерации (черный аист, аполлон, венерин башмачок и др.).
8. В целях снижения воздействия на животный мир, рекомендуется предусмотреть строительство не менее трех скотопрогонов или экодуков надземного типа: первый на дистанции между населенными пунктами Бараки - Судогда, второй на дистанции между населенными пунктами Судогда - Мошок, третий на дистанции Мошок - Муром. Вдоль всей трассы неоходимо предусмотреть ограждения высотой не ниже, чем 3 (три) метра, что необходимо для предотвращения их перепрыгивания лосями, и с фиксированным (заглубленным в грунт на 0,5 м) низом во избежание их подкапывания животными. Конструкцию ограждений принять по типу прочной «лесной сетки» для оленеводческих хозяйств с фиксированными узлами, без торчащих элементов, чтобы исключить травмирование животных при попытках ее перепрыгивания или подкапывания, а также не допустить возможность застревания в ней животных. Ограждения устанавливать с учетом прилегающего рельефа местности и возможности появления снежных наносов, так, чтобы исключить перепрыгивание сетки лосями с прилегающих возвышений.
Водопропуски под полотном автомагистрали предусмотреть двойного назначения, одновременно с функцией миграционных коридоров, с высотой надводной части и шириной не менее 1,5 метров, с возможностью беспрепятственного захода и выхода животных с прилегающей территории. Водопропуски размещать не только в пересечениях с постоянными водотоками, но также и в пересечениях с ложбинами сезонного и ливневого стока и зонах вероятного сезонного подтопления, затопления и заболачивания, в целях защиты растительного покрова от вторичного подтопления.
Предлагаемая перетрассировка позволит:
1. Исключить воздействие на населенные пункты и сместить зону строительства существенно ниже по течению бассейна реки Судогды, что предотвратит негативные последствия барражного эффекта (подпора выше и осушения ниже насыпи трассы) для гидрологического и гидрохимического режима зоны формирования питания Судогодского водозабора, а также предотвратит фрагментацию ныне практически «целостного» природного массива бассейна реки Судогды в верхнем и среднем течении, изобилующего краснокнижными видами растений и животных;
2. Минимизировать негативные экологические и социальные эффекты строительства за счет использования уже существующего коридора зоны влияния действующей автодороги «Владимир-Муром» с учетом обходов населенных пунктов и уменьшения пересечений обводненных и заболоченных участков;
3. Оптимизировать транспортную схему участков строительства автомагистрали и повысить их транспортную доступность, что снизит издержки и повысит эффективность труда;
4. Обеспечить возможность совмещения автомагистрали со схемой транспортного обеспечения Владимирской области за счет дополнительных развязок между планируемой автомагистралью и существующей дорогой Владимир-Муром (при существующем варианте прокладки через лес связи между автомагистралью и существующей дорожной сетью к городам регионального уровня обеспечить невозможно без постройки дополнительных длинных подъездов/примыканий). Необходимость дополнительных дорожных соединений продиктована в том числе большим туристическим потоком, перемещающимся по городам «Золотого кольца России», которые также прямо или косвенно затрагиваются проектом автомагистрали.
В целях успешной реализации проекта высокоскоростной автомагистрали на участке «Владимир-Муром» и во избежание социальной напряженности, просим принять к рассмотрению и учету настоящие предложения».