Муниципальное образование "Судогодский район"
Официальный портал

QR-код адреса статьи

«Равенство, доступность, качество»

Именно это - важнейшие задачи модернизации российского образования на современном этапе. Для их выполнения требуется гибкая, многофункциональная система дошкольного образования, которая и создается сегодня в Судогодском районе. Что же со временем меняется в работе дошкольных образовательных учреждений? На этот и некоторые другие вопросы ответила заместитель главы администрации района по социальным вопросам, начальник управления образования Нина Медведева.
- Нина Владимировна, расскажите вкратце о системе дошкольного образования нашего района.
- Коротко охарактеризовать нашу систему сложно. Дошкольное образование - большая и серьёзная работа, направленная на качественную подготовку детей к школьному обучению, на сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, на развитие важнейших интегративных качеств личности малышей, поддержку и развитие одарённых и талантливых дошколят. Управлением образования районной администрации целенаправленно проводится работа по исполнению «майских» указов Президента РФ, участию в реализации национального проекта «Демография», направленных на повышение доступности и качества дошкольного образования.
Но если коротко, то можно отметить следующее. В настоящее время в районе функционирует 15 дошкольных образовательных учреждения. Всего дошкольные учреждения района посещают 1876 детей. Обеспечена 100% доступность дошкольных образовательных услуг для детей в возрасте от 1 года до 7 лет. Работают детские сады, имеющие группы комбинированной и компенсирующей направленности, которые посещают дети с различными отклонениями в здоровье, такими как задержка психического развития, серьёзные нарушения в развитии речи. В этих группах дети получают присмотр и уход, соответствующий состоянию их здоровья, а также осваивают образовательные адаптированные программы дошкольного образования. Это детские сады п. Бег, п. Муромцево, «Сказка» г. Судогда, «Полянка» п. Андреево.
Мы изучили потребности семей в устройстве в детские сады детей до года. Пока в районе такая необходимость отсутствует. Но в случае ее возникновения мы готовы для таких малышей создавать условия в функционирующих группах.
Отмечу, что на протяжении нескольких лет сохраняется тенденция к снижению рождаемости детей. Как следствие сложившейся демографической ситуации, произошло снижение на 7% контингента детей в дошкольных образовательных учреждениях района. Учитывая, что учреждения находятся на нормативно-подушевом финансировании, неукомплектованность групп привела к их закрытию. С 1 сентября текущего года по району закрылось 7 групп. Сокращение групп коснулось детского сада «Сказка» г. Судогда, детсадов в д. Лаврово, п. Красный Богатырь (здесь закрыто по одной группе). В «Малыше» и «Полянке» п. Андреево сократились по две группы.
- Что подразумевает нормативно-подушевое финансирование детских садов?
- В России гарантировано бесплатное образование, в том числе и дошкольное. С целью эффективного расходования бюджетных средств и повышения качества дошкольного образования было введено подушевое финансирование детских садов. Данные гарантии закреплены законом, в котором отмечено, что местные бюджеты получают субвенции из региональных бюджетов. Региональные деньги должны покрывать такие расходы детских садов, как оплата труда сотрудников и покупка средств обучения, игр, игрушек. Муниципальные власти, в свою очередь, должны выделять финансы на оплату коммунальных услуг и содержание зданий.
Ключевой принцип подушевого финансирования – деньги следуют за воспитанником. Это означает, что образовательная организации получает денежные средства по муниципальному заданию на обучение каждого ребенка по числу детей. Таким образом, чем больше воспитанников привлечет себе детский сад, тем больше денег он получит. Отсюда становится ясным смыл оптимизации дошкольной образовательной сети: малокомплектные детские сады, которые в своем составе имеют одну, две группы в таких экономических условиях выжить просто не смогут, поэтому все они присоединены к более крупным образовательным организациям, имеющим достаточный контингент детей. Тоже самое произошло и с группами, наполняемость которых не соответствовала нормативу. Им не хватило денежных средств из регионального бюджета на выплату заработной платы педагогам.
- Кто и каким образом устанавливает подушевой норматив?
Нормативные затраты на получение дошкольного образования устанавливают органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Постановлением Губернатора Владимирской области установлена средняя фактическая наполняемость групп общеразвивающей направленности: с 1 года до 3-х лет – 19 человек, с 3-х до 7 лет – 23 человека. К сожалению, на сегодняшний день не все детские сады в своем составе имеют группы с соответствующим контингентом. На это имеются и объективные причины. Так, разновозрастную группу д. Сойма с 1 сентября посещают всего 14 детей. Из-за отдаленности населенного пункта и отсутствия возможности обеспечить подвоз детей в другие образовательные организации, закрыть группу невозможно. Решить данную проблему помогло бы приобретение специализированного транспорта.
- Нина Владимировна, не повлияет ли отрицательно на качество образования наших детей уплотнение групп, присутствие в группах детей разного возраста?
- Долгое время в системе дошкольного образования было принято разделять детей на группы по возрастам. Хотя в сельских детских садах во все время функционировали разновозрастные группы, и это разрешено приказом Министерства образования и науки России.
В соответствии с п. 1.8. СанПиН 2.4.1.3049-13 контингент разновозрастных групп сегодня подобран с учетом возможностей детского сада организовать режим дня, соответствующий анатомо-физиологическим особенностям детей.
Главное - это гибкое содержание образовательной деятельности, педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребёнка и выполнение государственных образовательных стандартов.
Поэтому не нужно бояться разновозрастных групп. Именно в этих группах дети хорошо социализируются, совместно развиваются, малыши перенимают опыт от старших, а старшие учатся заботиться о младших.
Если говорить об уплотнении групп, незначительном превышении контингента детей в группах, то нельзя не сказать о посещаемости детских садов. А она на сегодняшний день в большинстве детских садов района не превышает 70%, что подтверждает ежеквартальный мониторинг. А в отдельных учреждениях она еще ниже. И, поверьте, основные пропуски не связаны с заболеваемостью детей. А как освоить стандарт, как качественно подготовить ребенка к школе, если половину учебного времени он не посещает детский сад? Безусловно, детский сад должен проводить огромную работу по формированию у родителей воспитанников позитивного отношения к детскому саду и понимания необходимости систематического посещения образовательной организации ребенком. Но, и родители должны понимать свою ответственность за воспитание и образование детей. - Вы упомянули о проекте «Демография», но реализуется еще один проект, который напрямую связан с дошколятами. Это проект «Поддержка семей, имеющих детей». Что в районе сделано в рамках данного проекта?
- В рамках реализации данного проекта с 1 сентября 2019 года в Центре внешкольной работы открылся Центр по оказанию психолого-педагогической, методической, диагностической и консультативной помощи детям и родителям «Поддержка». Помощь предоставляется родителям детей раннего возраста от 0 до 3 лет, детям дошкольного возраста, не посещающим дошкольную образовательную организацию, и их родителям, детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям, усыновителям, опекунам (попечителям), приемным родителям воспитывающих детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданам, желающим принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в свою семью, родителям детей, осуществляющих образовательную деятельность в форме семейного образования, обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, имеющим трудности в развитии, социальной адаптации и их родителям.
Для сопровождения данных категорий в Центре работают учитель – дефектолог, педагог – психолог, учитель – логопед, социальный педагог. Услуги специалистами оказываются на бесплатной основе. Центр проводит диагностику актуального уровня развития детей, групповые и индивидуальные занятия с детьми, консультации для родителей по вопросам психолого-педагогического сопровождения детей, интерактивные формы работы с родителями. Центр работает с понедельника по пятницу с с 8.00 до 17.00, в субботу – с 9.00 до 13.00. Запись по тел. 8920921-18-57. Отмечу, что за две недели сентября Центр показал большую востребованность среди родителей и детей, и этот проект будет существовать и развиваться дальше.


© ADMSUD.RU 2016
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ
ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ.

Вернуться назад